Эта статья взята из Практического руководства по франчайзингу Lexology GTDT. Издание, подготовленное DLA Piper, исследует ключевые темы, актуальные для трансграничного франчайзинга.
Регулирование франчайзинговой деятельности: краткая история
Коммерческий фон: распространение франчайзинга по всему миру
Сегодня мы видим, что франчайзинг превратился в международное явление. Торговые марки, вывески, рекламные слоганы франчайзинговых сетей, огромных и скромных размеров, стали знакомыми иконами от А до Я. Франчайзинг успешно проник на множество рынков, как зарубежных, так и внутренних. Прошло более четырех десятилетий с тех пор, как полковник Сандерс представил Kentucky Fried Chicken толпам восхищенных клиентов и вызвал бурное освещение в прессе в Японии. До этого для американских франчайзеров (по сути, единственных, кто даже рассматривал возможность трансграничного франчайзинга) «за границей» в основном означало одно или несколько подразделений в Канаде или, очень редко, в Мексике.
Сегодня международный франчайзинг распространился примерно на 160 стран, и их число увеличивается каждый месяц по мере открытия одного или нескольких новых рынков, причем не всегда крупными сетями США. Опрос, проведенный Международной ассоциацией франчайзинга, показал, что ее члены рассматривают зарубежную экспансию как важный способ диверсификации своих портфелей: 61 процент респондентов в настоящее время имеют франшизу или работают в международных точках, а 16 процентов генерируют от 25 до 30 процентов доходов от международной деятельности2. Почти три четверти респондентов заявили, что планируют создавать или развивать международные предприятия. И мы видели, как компании, традиционно не связанные с франчайзингом в Соединенных Штатах, обращались к франчайзингу как к средству распространения за рубежом3. Эти разработки открывают целые регионы.
Последняя четверть века была особенно активной. Практически в каждой стране мира сейчас есть понимание франчайзинга, начиная от скромной доли экономики и общества в стране в целом до положения, соперничающего со статусом, которого он достиг в Соединенных Штатах. Причины его роста во всем мире по существу те же, что и в Соединенных Штатах: преимущества, получаемые как франчайзером, так и франчайзи, вместе с растущим средним классом на многих рынках, растущим «молодежным рынком» и все более гомогенизированная культура потребления.
Кто возглавлял эту волну расширения? Как и раньше, мы начинаем с США, с экспансии американских компаний на зарубежные рынки. То, что крупные американские франчайзеры несут ответственность за это необычное движение, — это немного упрощенно, но в значительной степени это правда. Недавнее исследование показало, что из 100 крупнейших франчайзеров в мире 84 базируются в США4.
Происхождение регулирования франшизы в Северной Америке
В годы сразу после Второй мировой войны франчайзинг достиг зрелости как метод распространения продуктов и услуг путем привлечения капитала и усилий других инвесторов. Быстрый рост индустрии франчайзинга продолжался довольно стабильными темпами в последующие десятилетия. Это опережало любые законодательные или нормативные меры, которые не появлялись до конца 1960-х годов.
После неудачных попыток в различных штатах Калифорния приняла первый закон о франшизе в Соединенных Штатах, вступивший в силу в январе 1971 года. Впоследствии ряд других штатов приняли законы, регулирующие предложение и продажу франшиз. До принятия федерального постановления в 1979 году в Конгрессе проводились слушания по регулированию франчайзинга, и были внесены различные законопроекты. Однако федеральное регулирование появилось только в октябре 1979 года.
В США правила франчайзинга приняли две формы:
обязательство франчайзеров предоставлять потенциальным франчайзи определенную предписанную информацию о франшизе, системе и условиях договора франшизы; а также
ряд ограничений свободы действий франчайзера в отношениях с франчайзи.
На федеральном уровне Правило франчайзинга Федеральной торговой комиссии (Правило FTC) требует, чтобы потенциальному франчайзи был предоставлен очень подробный «документ о раскрытии информации» до того, как стороны вступят в отношения.5 Это обязательство о раскрытии также существует в некоторых штатах, где документ, раскрывающий франшизу, должен быть зарегистрирован в государственных учреждениях до того, как франчайзеру будет разрешено предлагать или продавать франшизы там.6 Еще большее число штатов регулирует отношения между франчайзерами и франчайзи.7 Многие из этих законов штата о франчайзинговых отношениях запрещают франчайзерам прекращать франчайзинговые соглашения без «уважительной причины» (стандарт, который варьируется от штата к штату). Многие государственные законы о франчайзинговых отношениях также запрещают франчайзерам отказываться от продления или продления условий франшизы без уважительной причины и ограничивают договорную свободу франчайзеров одобрять или отклонять предлагаемые передачи франчайзи. Некоторые государственные законы о франчайзинговых отношениях
Правила франчайзинга во всем мире: краткое изложение
Раскрытие
Как указано в Приложении к этой главе, по состоянию на февраль 2021 года, помимо Соединенных Штатов, существует 35 юрисдикций38, в которых действуют определенные законы или нормативные акты, касающиеся франшизы, которые требуют предоставления документа о раскрытии информации потенциальному франчайзи до того, как предполагаемый франчайзи покупает франшизу.
Однако не все законы о раскрытии информации о франшизе одинаковы. Законы и положения о франшизе некоторых юрисдикций действительно требуют раскрытия информации перед продажей, но в их требованиях к раскрытию информации нет никакой конкретики: Албания, 39 Азербайджан, 40 Грузия, 41 Латвия, 42 Молдова, 43 Монголия, 44 Румыния45 и Туркменистан46.
Законы о раскрытии франшизы в некоторых юрисдикциях намного уже, чем обычно требуется. Например, Аргентина приняла новый Гражданский и Торговый кодекс Аргентины (Закон № 26,994) с положениями (в Книге 3, Разделе IV, Глава 19), регулирующими франчайзинговые отношения. Одно из положений этого закона требует, чтобы перед подписанием договора франшизы франчайзер должен предоставить франчайзи экономическую и финансовую информацию за последние два года для единиц, аналогичных тем, которые предлагаются франчайзи. Эта информация может относиться к другим подразделениям в Аргентине или за рубежом.
Многие юрисдикции, похоже, согласны с мнением FTC о том, что правила франчайзинга должны быть ограничены надежным режимом раскрытия информации перед продажей: Бельгия, Бразилия, Франция, Испания, Швеция и Тайвань входят в эту группу. Все они требуют от франчайзеров подробного раскрытия информации франчайзерам до заключения соглашения, но не регулируют иным образом основные условия контрактов сторон.
Однако большее количество юрисдикций, похоже, придерживается точки зрения некоторых штатов США, что, помимо регулирования раскрытия информации перед продажей, правила франчайзинга должны стремиться регулировать другие аспекты договоренностей между франчайзером и франчайзи, начиная с: предварительных квалификаций »на франшизу до ограничений права франчайзера на расторжение договора франшизы. Конечно, степень вмешательства существенно различается от юрисдикции к юрисдикции, но все они отражают решение выйти за рамки требований раскрытия информации. В эту группу входят следующие юрисдикции: шесть провинций Канады (Альберта, Британская Колумбия, Манитоба, Нью-Брансуик, Онтарио и остров Принца Эдуарда), Китай, Индонезия, Италия, Япония, Макао, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Саудовская Аравия, Южная Африка, Южная Корея, Таиланд, Тунис и Вьетнам.
Прежде чем мы завершим этот раздел, стоит отметить потенциальные обязанности раскрытия информации до и после заключения контракта в соответствии с гражданским правом в юрисдикциях, не имеющих специальных законов о преддоговорной франшизе, таких как Германия и Норвегия, 47 где правовые системы включают общий принцип, согласно которому стороны обязаны друг другу добросовестно и добросовестно вести переговоры во время преддоговорных переговоров, что может быть истолковано как налагающее обязательство раскрытия информации перед продажей со стороны франчайзеров (и, в этом отношении, со стороны франчайзи).
Регистрация
Регистрация — это концепция, знакомая всем практикующим франшизу в Соединенных Штатах: агентство штата рассматривает предложение франшизы на предмет соответствия законодательству штата (включая документ о раскрытии франшизы), прежде чем франчайзеру будет разрешено предлагать такие франшизы в пределах этого штата. Однако за пределами США такой режим регистрации встречается довольно редко. Из юрисдикций, в которых действуют особые законы и правила о франшизе, только Китай, 48 Индонезия, Малайзия, Южная Корея, Тунис, Саудовская Аравия и Вьетнам49 требуют регистрации в той или иной форме. Испания сначала требовала регистрации всех франчайзеров, затем только франчайзеров, не входящих в ЕС, а затем, наконец, полностью отменила требование о регистрации.
Следует отметить, что в трансграничной франчайзинговой сделке может быть задействован ряд других «регистраций». Например, в некоторых юрисдикциях оформленное соглашение о франчайзинге (или его краткое изложение или сокращенное соглашение) должно быть зарегистрировано в государственных органах, часто для установления статуса франчайзи как зарегистрированного пользователя товарных знаков или для установления подлинность транзакции для целей одобрения иностранной валюты. Это, очевидно, выходит за рамки данной главы.
Отношение
Сторонники законов о франчайзинговых отношениях утверждают, что, хотя законы о раскрытии информации обеспечивают защиту франчайзи, предоставляя им необходимую информацию для принятия осознанного инвестиционного решения, они не предлагают никаких средств защиты от оппортунистического поведения, выходящего за рамки заключения контрактов, а законы о франчайзинговых отношениях необходимы для дальнейшего развития. защищать франчайзи во время продолжающихся деловых отношений сторон. Эти законы призваны ограничить свободу действий франчайзеров в определенных областях, которые важны для франчайзи. Сегодня, за некоторыми исключениями, которые предназначены только для раскрытия информации
Вернуться к основам
Если, хотя бы неохотно, мы должны сделать вывод, что джинн из бутылки, и что страны будут продолжать чувствовать себя побуждаемыми принимать законы о франчайзинге; и если мы придем к выводу, что нельзя ожидать появления единообразия из последовавшего за этим хаоса ни с точки зрения предпосылок, исключений, ни с точки зрения характера и степени запретов или требований, возможно, пришло время признать неизбежность импульса к законодательному регулированию. , благодаря собственному восприятию нацией того, что ей нужно.
В таком случае, возможно, наиболее простой подход к улучшению климата для регулирования международного франчайзинга — обратиться к просвещению законодателей, рассматривающих такой образ действий. По нашему мнению, в этом отношении мы можем сделать не лучше, чем следовать по пути, установленному УНИДРУА. Вот формулировка УНИДРУА стандартов, которые законодатели должны требовать от тех, кто предлагает закон о франшизе:
ясно ли, что существует проблема, какова ее природа и какие действия необходимо предпринять;
будут ли потенциальные инвесторы с большей вероятностью защитить себя от мошенничества, если у них будет доступ к правдивой, важной информации до своего согласия на любое соглашение о франшизе;
отвечает ли экономическим и социальным интересам страны юридическим требованием баланса информации между сторонами франчайзингового соглашения;
существует ли модель оскорбительного поведения, или это поведение является изолированным или ограниченным конкретными отраслями;
характер доказательств злоупотребления;
решают ли существующие законы эти проблемы и применяются ли они надлежащим образом;
существует ли эффективная система саморегулирования;
финансовое бремя, которое новое законодательство возложит на франчайзеров и инвесторов по сравнению с преимуществами юридически требуемого раскрытия информации; а также
препятствует ли предлагаемое законодательство выходу на рынок франчайзеров или облегчает его, и его влияние на создание рабочих мест и инвестиции.
Заключение
Этот обзор регулирования франчайзинга во всем мире по необходимости носит временный и упрощенный характер. Временный, потому что изменения происходят быстро и часто остаются незамеченными в течение некоторого времени. Упрощенно, потому что, хотя базовые структуры появляются снова, изменения — и упущения — не следуют четкой схеме. Практик, активный участник или тот, кто рассматривает возможность выхода в поле, сталкивается с необходимостью идти в ногу с развитием событий, понимать их и стремиться планировать соответственно. Надеемся, что этот обзор будет полезен в этом отношении.
Цель рационализации многочисленных диспропорций остается недостижимой. Возможно, более достижимое стремление — вооружить тех, кто находится в странах, где еще нет законодательства о франчайзинге, накопленным опытом, на основе которого можно будет основать рациональное обсуждение того, является ли такое законодательство, если оно предлагается, необходимым и уместным.
Мы попытались сделать это в этой главе.
Приложение
Список уставов и правил франчайзинга по всему миру
Источник: Lexology