Успешное развитие франчайзинговой сети невозможно без определённого контроля за действиями франчайзи. Это позволяет франчайзеру видеть всю картину, и таким образом он лучше понимает, что происходит на рынке, чего хотят потребители, как с ними работать.
Но не всем франчайзи это нравится
Почему важно контролировать франчайзи
Чтобы следить за фрранчайзи, нужно тратить время или нанимать сотрудников. Иногда это выливается ещё и в прямые денежные расходы, например, на покупку и установку системы видеонаблюдения.
Однако без контроля не обойтись по ряду причин:
- если франчайзер не будет знать, что происходит у франчайзи, он не сможет ему помочь;
- возникает опасность упустить момент отклонения от корпоративных стандартов, что способно принести серьёзные неприятности для репутации бренда;
- может резко и неожиданно измениться ситуация на рынке в конкретном регионе. Если франчайзер не будет контролировать франчайзи, рискуете узнать о происходящем позже, чем следовало бы.
Фактически, отслеживание действий франчайзи и того, что происходит вокруг него, помогает управлять сетью. Таким образом, совсем без контроля в том или ином виде не обойтись. Однако это не значит, что вы должны серьёзно вкладываться в постоянное слежение – каждый франчайзер сам выбирает оптимально подходящий для него вариант сотрудничества, ищет свой компромисс.
Способы контроля франчайзи
Способов контроля существует довольно много. Причём по мере развития этой отрасли и появления новых технологий их количество всё больше увеличивается. То есть у франчайзера есть потенциально целый набор инструментов, которым он может воспользоваться. Однако все способы можно свести к информативным и мотивирующим.
Информативные способы контроля
Этот вариант означает сбор данных о действиях франчайзи тем или иным образом. Например, сотрудничество может быть организовано через CRM систему. Такой вариант заметно облегчает обмен документами. При желании сторон никто не мешает даже организовать общую базу.
Однако базы – далеко не единственный способ информативного контроля. Собирать данные можно по-разному:
- анкетированием как самого франчайзи, так и сотрудников его компании;
- тайными покупателями;
- изучением отзывов посетителей (особое внимание можно уделить постоянным);
- введением внутренних стандартов для сотрудников и изучением их реального объёма знаний;
- отчётами о продажах.
Некоторые формы сотрудничества подразумевают возможность дополнительно получать информацию. Например, удалённые семинары или же организация мозгового штурма через Скайп или Зум. Отдельные франчайзеры даже устанавливают веб-камеры, чтобы постоянно контролировать происходящее у франчайзи. То есть разных вариантов существует очень много, вопрос лишь в том, какие выбрать и как их сочетать между собой.
Мотивирующие способы контроля
Информативные способы контроля не дают франчайзеру воздействовать на франчайзи. Они нужны для сбора данных, для прояснения картины. А вот мотивирующие – совсем другое дело. Для начала стоит отметить, что и тут есть своя классификация.
Данные способы контроля делятся на варианты с:
- отрицательной мотивацией;
- положительной мотивацией.
К методам контроля франчайзи с отрицательной мотивацией относятся всевозможные штрафы, ограничение поддержки, а в случае возникновения серьёзного конфликта – разрыв договора без возврата паушального взноса. Проблема в том, что такие способы довольно сложно применять на практике, потому что затруднительно доказать, что франчайзи действительно отклонился от корпоративных стандартов.
Контроль с положительной мотивацией франчайзи может выражаться в:
- предоставлении различных бонусов;
- бесплатном повышении квалификации сотрудников компании франчайзи (что в итоге положительно сказывается на всей сети);
- уменьшении выплат по роялти на определённый период;
- предоставлении нового инвентаря;
- проведении бесплатной рекламной кампании.
Выше перечислена лишь часть мер поощрения, которая может применяться по отношению к франчайзи. И здесь франчайзера ничто не ограничивает. Только он может решать, кого ему поощрять, какие именно действия соответствуют внутренним стандартам.
Поэтому контроль франчайзи с положительной мотивацией более перспективен. Он предоставляет целый набор инструментов для воздействия. И франчайзер может сам создавать новые способы поощрения: законодательно он в этом никак не ограничен.
Контроль франчайзи – это важная часть как сотрудничества сторон по франшизе, так и развития франчайзинговой сети. Поэтому франчайзеру обязательно нужно разобраться в том, как он будет следить за деятельностью своего партнёра, какими методами пользоваться. Желательно все подобные нюансы обговорить ещё до заключения договора.