Мечты сбываются. Правда, иногда они приобретают неожиданные формы. Так произошло с участником рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30» 26-летним Казбеком Жангазиевым, который основал самую большую сеть частных футбольных академий в Казахстане «Санлин».
Сила мечты
Казбек с детства хотел стать футболистом.
— Но родители упорно отдавали меня на дзюдо, плавание, теннис, и у меня с детства осталась эта неудовлетворенность, – признаётся собеседник. В столичном ЕНУ им. Гумилева он тоже учился на факультете, не связанном со спортом, – экономическом.
Сыграй со мной. Как спортивное хобби вдохновило предпринимателя на разработку мобильного приложения
Сыграй со мной. Как спортивное хобби вдохновило предпринимателя на разработку мобильного приложения
Четыре года назад алматинец Тимур Нурамбеков, основатель телекоммуникационн… →
Однако, как оказалось, ничто не могло вытравить из молодого человека любовь к футболу.
— Когда оканчивал университет, задумался, как можно поучаствовать в развитии казахстанского футбола, раз уж самому не удалось стать футболистом. Возникла идея – а давай-ка начну детей обучать! Ведь всё начинается с детского спорта, это база, – вспоминает предприниматель.
Казбек изучил, что предлагает рынок, и понял, что ниша массового обучения детей на платной основе почти отсутствует.
— Чтобы попасть в бесплатную секцию ДЮСШ, ребёнок должен пройти просмотр. Но без начальной подготовки он не сможет этого сделать, – рассказывает собеседник. – Поэтому я подумал, что академия может быть своего рода трамплином для таких детей, доводить их до минимальных кондиций за три-шесть месяцев. А потом они уже могут идти на более высокий уровень в ДЮСШ. Кроме того, есть другая сторона: некоторые родители не хотят водить детей в бесплатные секции, потому что они функционируют ещё с советских времён и у них устаревшая инфраструктура или они расположены на окраинах города.
В сентябре 2014-го, через два месяца после окончания вуза, Жангазиев открыл в Астане первую футбольную академию «Санлин». Чтобы не тратиться на регистрацию предприятия, вел дела через ИП образовательного центра своей матери – «Санлин». Название образовано из слов «Санжар» (имя брата) и «лингвистика».
— Через несколько месяцев я задумался о ребрендинге. Но у меня уже было три филиала в Астане, где обучалось 200 детей, в телефонах у клиентов я был записан как «Казбек Санлин», поэтому понял, что не стоит менять название, – говорит предприниматель.
Стартовый капитал футбольной академии составил 80 тыс. тенге. Это были деньги самого Казбека: откладывал ещё со стипендии. На 50 тыс. он закупил оборудование, на 30 тыс. запустил рекламу в Google, сам сделал сайт на конструкторе, завёл страничку в Instagram – и люди начали звонить, записывать детей.
Атака на регионы
В группах «Санлин» занимаются одновременно по 15–20 детей. Уже на первоначальном этапе выяснилось, что один тренер не может эффективно проводить занятия для такого количества воспитанников. Поэтому к группам свыше 10 человек в обязательном порядке стали подключать второго тренера.
Фото: Андрей Ершов
Модель «Санлин» оказалась удачной: в 2016 году Жангазиев, сам того не ожидая, получил предложение продать франшизу. Первым покупателем стал павлодарец Канат Сапаров, также влюблённый в футбол.
— В 2016-м у меня родилась идея открыть футбольную школу в родном городе, — рассказывает он. – Сначала думал самостоятельно разработать бизнес-план, программу тренировок. Потом решил узнать, как работают школы, которые уже есть в стране. Увидел сайт «Санлин», изучил – мне понравилось, потому что у них имеются свои цели и ценности. Если некоторые пытаются сэкономить на поле, инвентаре, форме, то у Казбека все наоборот – они занимают лучшие поля, у них оригинальная качественная форма. Чувствовалось, что человек серьёзно относится к делу. К тому же «Санлин» ведет активное сотрудничество со знаменитыми европейскими школами (каждое лето воспитанники посещают футбольные лагеря «Барселоны» и «Милана» для повышения профессионализма и просмотра у специалистов. – Прим. авт.). Я позвонил Казбеку, он подготовил полный пакет документов, и буквально в течение недели мы запустили в Павлодаре школу.
Как алматинцы открыли в Астане футбольную школу для изучения английского языка
Как алматинцы открыли в Астане футбольную школу для изучения английского языка
Алматинская семейная пара, временно переехав в столицу по работе, открыла т… →
Первая франшиза была продана за 1 млн тенге. Сегодня стоимость варьируется от 750 тыс. до 1,5 млн в зависимости от города и его экономических возможностей (можно даже купить франшизу в рассрочку). К примеру, для Тараза лицензия будет стоить 750 тыс. тенге, франчайзи нужно будет вложить ещё порядка 250 тыс. для запуска академии. Начиная с четвёртого месяца работы приобретатель платит ежемесячно роялти в размере 40 тыс. За эти деньги он получает новые тренировочные программы, call-центр, CRM-систему, фото-, видео- и рекламные материалы, отработанные схемы маркетинговых акций.
По словам Жангазиева, самой эффективной оказалась маркетинговая акция «Приведи друга»: «Вы же знаете, дети везде любят ходить с друзьями. Поэтому в 2015 году мы запустили акцию: если приводишь друга, который оплачивает первый месяц (стоимость месячного абонемента в разных городах варьируется от 10 до 18 тыс. тенге. – Прим. авт.), то приведший получает скидку на следующий месяц в размере 3 тыс. тенге. У нас был случай, когда ребенок привел 20 друзей, и все они записались». Во время той акции удалось собрать хорошую клиентскую базу: ведь лучше всего работает именно сарафанное радио.
Сейчас по всей стране в академиях «Санлин» тренируется более 2 тыс. учеников, 80% из них – ребята 8–12 лет. Вообще принимаются дети от четырёх до 16 лет. Была попытка сформировать и взрослые команды, но это оказалось невыгодным – группы не набирались или быстро «обескровливались»: одни переключались на учёбу в вузе, другие не могли регулярно посещать тренировки из-за загруженности на работе.
— Поэтому мы решили не распыляться, а продолжать делать упор на детский футбол. Сейчас работаем над тем, чтобы поднять профессиональную планку наших учеников. Выставили команду для участия в «Лиге любителей футбола», куда попадают только игроки хорошего уровня. Мы уверены, что наши дети могут дорасти до взрослой команды в рамках чемпионата города, – говорит Жангазиев.
Выйти за кромку
За четыре года работы «Санлин» продал 16 франшиз, из которых, правда, три пришлось отозвать.
— Они были закрыты не потому, что модель бизнеса себя не оправдала, а из-за разногласий с партнёрами. Допустим, один решил за нашей спиной продавать всей сети форму, хотя это запрещено договором. Другой не соблюдал тренировочную методику – вместо двух тренеров ставил одного, когда в группе занималось 40 ребят. В общем, хотел больше денег заработать, сэкономив. Третий передал управление родственникам, а они не справились. При этом во всех случаях страдал имидж академии, поэтому мы расстались, – поясняет собеседник.
По утверждению Жангазиева, сейчас «Санлин» – самая крупная частная сеть академий футбола в Казахстане. Под её эгидой занимаются дети в Астане, Алматы, Атырау, Талдыкоргане, Семее, Шымкенте, Кызылорде, Костанае, Караганде, Уральске, Павлодаре, Экибастузе, Аксу в Павлодарской области (к слову, франшизой там владеет женщина – единственная из всех франчайзи).
Жангазиев теперь пытается «пересечь границу» – выйти на рынки России и Украины. Пока продаж за рубежом не было.
— Дело в менталитете, – предполагает собеседник, – ведь все привыкли, что российские или украинские франшизы идут в Казахстан, а не наоборот. Сейчас мы тестируем разные рекламные акции, вкладываем деньги, надеемся, что дело сдвинется.
У предпринимателя есть основания верить в успех. С 2014 года в «Санлин» прошли обучение более 5 тыс. детей. Ежегодно в среднем 50–60 учеников столичного отделения академии поступают в футбольный центр «Астана». Один из воспитанников – Дильдар Керей – уехал играть за дубль известного футбольного клуба «Спарта» (Прага).
— Рано или поздно казахстанский футболист будет играть в большом европейском клубе на ведущих ролях, – оптимистично заявляет Жангазиев. – Очень надеюсь, что это будет кто-то из моих воспитанников.Источник: Forbes.kz