Юридическая упаковка франшизы

Юридическая защита франшизы: регистрация товарного знака, разработка договора и введение режим коммерческой тайны.

На юридическую упаковку франшизы нужно обязательно обратить внимание перед выходом в мир.

Основными пунктами юридической защиты франшизы являются:

  • регистрация товарного знака;
  • разработка франчайзингового договора;
  • введение режима коммерческой тайны;
  • различные договора.

Рассмотрим каждый инструмент более подробно.

  1. Регистрация товарного знака.

Товарный знак – это средство индивидуализации конкретного продукта или группы продуктов. И чтобы получить исключительные права на товарный знак, его нужно зарегистрировать.

Перед тем, как приступить к подготовке документов для регистрации товарного знака, юрист проверяет логотип на его эксклюзивность и возможность для защиты. Проверка осуществляется на открытых ресурсах, предлагающих бесплатный поиск по базе товарных знаков. После чего юрист дает заключение – будут ли какие-нибудь факторы препятствовать регистрации или нет.

При отсутствии таких факторов подготавливается заявка на регистрацию товарного знака. Исходя из количества выбранных классов МКТУ, формируется размер государственной патентной пошлины. Заявка, согласие на обработку персональных данных и ходатайство о ведении переписки через личный кабинет направляются клиенту для подписания. Далее этот пакет документов подается в Казпатент.

Юрист отслеживает весь процесс прохождения экспертизы заявки: предоставляет дополнительную информацию по запросу Казпатента, подготавливает ответы на уведомления. Вся поступающая информация доводится до сведения клиента.

  • Разработка договора франчайзинга.

Договор франчайзинга регулирует отношения между франчайзером и франчайзи. Так, к наиболее распространенным формам договора франчайзинга относят лицензионный договор и договор франчайзинга ( комплексной предпринимательской лицензии), которые отличаются, в первую очередь, по своему назначению.

Перед разработкой договора проект-менеджер направляет клиенту бриф, в котором он должен указать свои пожелания по условиям сотрудничества с франчайзи.

Далее бриф и концепция франшизы передаются юристу, который начинает работу над договором. Проект договора франчайзинга направляется клиенту для ознакомления и внесения корректировок (при необходимости). На протяжении всего процесса работы над договором юрист предоставляет обратную связь.

  • Введение режима коммерческой тайны.

Вся информация, передаваемая по франшизе, конфиденциальная, поэтому особенно важно предусмотреть механизмы защиты ноу-хау во франчайзинговой точке. Для этого внедряются механизмы защиты сведений, которые передаются по заключенному договору франчайзинга.

Юристами подготавливается пакет документов, который необходим для введения режима коммерческой тайны во всей франчайзинговой сети:

  • положение о коммерческой тайне;
    • приказ о введении режима коммерческой тайны;
    • приказ о допуске работников к обработке сведений, содержащих коммерческую тайну;
    • приказ о назначении мест хранения документов, материалов и сведений, содержащих коммерческую тайну, и мест ознакомления с ними;
    • соглашение с работниками компании о неразглашении коммерческой тайны;
    • журнал учета передачи сведений, составляющих коммерческую тайну.

При разработке данных документов юрист учитывает специфику деятельности компании и франчайзинговой модели. Особое внимание уделяется ноу-хау, которое передается по договору франчайзинга.

Весь пакет документов согласовывается с клиентом, при необходимости вносятся изменения или дополнения. Дополнительно предоставляется подробная пошаговая инструкция по введению режима коммерческой тайны в отношении ноу-хау, передаваемого по франшизе.

Итак, юридическая защита франшизы – это база, которая требует очень тщательной и грамотной проработки. Если в процессе упаковки франшизы пропустить данный вопрос, то на каком-то этапе расширения франчайзинговой сети франчайзер может столкнуться с ненужными ситуациями.

Ситуация в ресторанной франшизе

Ресторатор Юрий Негодюк: Бар Soho закрыли, Pinta пострадала, заработать удалось с ВАО

Основатель и совладелец сетей Pinta, BAO, Tomato, Paul Café, Banka bar, Spirit bar, NY Hell’s Kitchen и других проектов дал интервью главному редактору Forbes.kz Анастасии Новиковой

О том, как выживает ресторанный бизнес в непростое время, сколько стоит франшиза бара Pinta и какие меры господдержки реально бы помогли бизнесу, в интервью Forbes.kz рассказал ресторатор Юрий Негодюк.

По его словам, штат заведений в пандемию пришлось сократить процентов на 50, потому что и выручка упала примерно на 50%, и количество гостей снизилось вполовину. А ночные бары и вовсе не выжили.

«У меня был бар Soho. Я его закрыл. Это было ночное заведение. А именно они попали под самые жесткие ограничения. Я не увидел света в конце туннеля и решил, с экономической точки зрения, закрыть это заведение, чем тянуть его и ждать, когда наконец-то ночные ограничения будут сняты», — рассказывает Юрий.

Он отметил, что вечерние заведения, такие как Pinta, пострадали больше всего, так как в течение года ограничения касались именно времени работы.

«То есть днем можно было работать, а вечером уже нельзя. До сих пор мы не можем понять — почему? Но, тем не менее, бары Pinta пострадали больше всего. Менее всего пострадали концепции, которые работали на продажу еды, напитков, кофе в дневное время — Paul, ВAO — и которые находятся не в торговых центрах. А у меня примерно 40% ресторанов расположены именно в ТЦ», — говорит он.

Когда был снят запрет и все работали с соблюдением ограничительных мер, заведения даже умудрились заработать.

«У ВАО была своя доставка. Это нам сильно помогло. В какие-то моменты у нас выручка хорошо поднялась, мы стали зарабатывать больше, чем до пандемии», — заметил ресторатор.

Однако, по мнению Юрия, заработать таким образом могут сети, имеющие собственную службу доставки, а небольшие заведения, которые пытаются выжить за счет доставки, больше потеряют.

«Думаю, с агрегатором заработать точно невозможно. Агрегатор, как вы знаете, берет до 30%. Если прибавить налоги, какие-то затраты на эквайринг, получается 35%. В доставку включается одноразовая посуда, которая 5% занимает от стоимости блюда. 35-40% себестоимость блюд получается, 25% зарплата плюс все это облагается каким-то налогом. Если вы ИП – 3%, если не ИП – 12% НДС. В итоге доход — ноль в лучшем случае. В худшем случае там еще аренда», — говорит ресторатор.

На самом деле, по словам Юрия, во время пандемии хорошо чувствуют себя кофейни.

«Кофе и круассан — это продукты, которые в тяжелое время поднимают настроение человеку. Съесть что-то сладкое и выпить кофе — поднять свой уровень дофамина, серотонина. Поэтому кофе являлось некой отдушиной в этом темном царстве. И ведь там не такой уж большой средний чек. Круассан стоит 600-700 тенге и кофе 800 тенге. За полторы тысячи ты можешь получить хороший «кусочек счастья», при этом прогуляться. Ведь все было закрыто, а поход в кофейню — уже событие», — рассказывает он.

Поговорили и о мерах господдержки, презентованных властями. По словам Юрия, особой роли они не сыграли, так как рассчитаны были на другую категорию предпринимателей.

«Если бы нам сделали, как у ИП, хотя бы год НДС 3%, то это была бы реальная поддержка. Я понимаю, что государству, возможно, неоткуда брать средства для выплаты тех же 42500 (тенге) снова, но хотя бы налоги снизить можно было. А в итоге КПН мы платим 20% — это серьезная сумма получается», — отмечает Юрий.

Сегодня сеть баров Pinta разрослась по всему Казахстану.

«Мы продали первую франшизу Pinta года три назад. Сейчас в Алматы и в Нур-Султане — это наши рестораны, а все остальные города — франшиза. Я сейчас могу ошибаться, но уже в 10-11 городах есть своя Pinta», — отметил он.

По его словам, франшиза обходится примерно в $20 тыс.

«Еще ежемесячный процент платежа от товарооборота составляет 5%, который примерно делится так: 4% — роялти, 1% на маркетинг. Мы оказываем полную маркетинговую поддержку, тренинги», — говорит Юрий.

Ресторатор также рассказал, как от официанта дойти до управляющего, вырос ли средний чек в заведениях из-за повышения цен на продукты и когда казахстанские рестораны приблизятся к продажам, которые были в 2019 году.

Источник: Forbes.kz