Прежде чем приступить к поиску франшизы, будущему предпринимателю целесообразно задать себе два вопроса:
— готов ли я к созданию собственного бизнеса?
— подходит ли мне бизнес по франшизе?
В числе основных мотивов для создания собственного бизнеса обычно выступают следующие:
Хочу быть не наемным работником, а иметь свой бизнес (статус);
Хочу найти дополнительные источники доходов (доход);
Хочу сам распоряжаться своим временем, а не работать «на дядю» с 9 до 6, больше времени уделять себе и близким (свобода);
Хочу сам определять, что и как делать (самостоятельность).
Эксперты отмечают, что наиболее предпочтительными мотивами для предпринимателя является желание заработать, а также стремление нести ответственность за свой выбор и результаты своих действий.
Кроме того, на старте предприниматель должен оценить наличие у себя качеств и обстоятельств, которые помогут в создании своего бизнеса:
Умение ставить цель и двигаться к ней,
Способность концентрироваться на решении задач,
Готовность совершать ошибки и учиться на них,
Стремление к развитию в будущем,
Нормальное состояние здоровья, способность к интенсивной работе,
Поддержка семьи и близких людей,
Наличие инвестиций и источников/возможностей получения дополнительных средств.
Если желание создать бизнес является взвешенным и сознательным, то на втором этапе нужно задать себе вопрос – лучше ли для меня создание бизнеса самостоятельно или эффективнее будет приобрести франшизу?
Выбор каждого человека индивидуален. Кто-то приходит в бизнес, чтобы реализовать свои идеи и разработки. Кому-то важно просто добиться успеха, и для этого нужна эффективная бизнес-модель. Франчайзинг позволяет начать бизнес даже тем предпринимателям, которые не имеют собственной идеи для бизнеса и опыта. Выделим основные характеристики предпринимателя, который может добиться успеха в бизнесе по франшизе:
Способность к работе в команде. Франчайзинговый проект – это, конечно, собственный бизнес, но для его реализации нужно уметь искать выгоду в сотрудничестве и нести ответственность за свои поступки. Волку-одиночке лучше не идти в франчайзи, эффективной работы не получится.
Способность следовать установленным правилам и стандартам. Если Вы всегда и все знаете лучше других, то франшиза – не Ваше решение для бизнеса. Франчайзинг начинается с правил, живет в стандартах и ограничениями заканчивается. Желание воспринимать чужой опыт и знания как источник снижения рисков и стремление применить полученную информацию на благо собственных действий – необходимое качество для франчайзи.
Готовность нести ответственность за свой бизнес самостоятельно. Некоторые предприниматели считают, что уж если они приобрели франшизу и уплачивают франчайзинговые платежи, то теперь франчайзер все за них и сделает. Это не так. Франчайзинговый бизнес – это тоже собственный бизнес франчайзи, который он ведет самостоятельно, на свой страх и риск. Франчайзер несет ответственность за достоверность переданной информации, за то, что система действительно успешно работает на рынке. Но франчайзер не гарантирует успеха франчайзи. В первую очередь, потому что успех возникает в результате упорного труда, энергии и грамотного управления предпринимателя.
Достаточный уровень правовой культуры. Вступая во франчайзинговые отношения, предприниматель должен понимать, что интеллектуальная собственность – это тоже собственность, и за ее использование нужно платить. Использование чужого имени ничем не отличается от аренды чужого помещения, но в отличие от арендной платы, многие предприниматели стремятся всячески избежать франчайзинговых платежей. Убедившись в адекватности франчайзинговых платежей до заключения договора, не стремитесь обмануть франчайзера в дальнейшем. Он подготовился к такому сценарию, и его шансы взыскать с недобросовестного франчайзи плату за пользование имуществом высоки, даже если это имущество нельзя пощупать.
Какие мотивы приобрести франшизу должны двигать предпринимателем:
Я получу действующую и испытанную бизнес-систему;
Я получу товарный знак и маркетинговую поддержку;
Я буду обучен, и мне будет оказана методическая помощь;
Я верю, что смогу избежать большинства ошибок, характерных для начала бизнеса;
Я снижу риск банкротства; Я обеспечу надежный имидж в глазах клиентов, партнеров, поставщиков