Франчайзинг в социальной сфере позволяет не только приносить прибыль владельцу бизнеса, но и пользу для общества. Вот почему такой бизнес просто обязан развиваться и становиться популярным. В социальном франчайзинге основными игроками бизнеса, как и в коммерческом, являются франчайзер и франчайзи. Их отношения регламентируются договором коммерческой концессии. Как правило, социальный франчайзинг не предполагает выплату роялти и прочих обязательных платежей. Но существуют проекты, которые требуют минимальные отчисления. Определенной платой за поддержку со стороны франчайзера и использование известного бренда, является тиражирование социальных товаров или услуг по ценам и условиям, оговоренных в договоре. Для франчайзера запуск социальной франшизы позволяет не только получить дополнительные финансовые источники, но и сократить расходы, например, на логистику, рекламные материалы. Также с ростом франчайзинговых точек можно увеличить узнаваемость личного бренда. Перед тем как принять решение о масштабировании социального проекта, будущий франчайзер должен понимать, что: необходимо разработать четкую бизнес-модель; следует продумать стратегию масштабирования; социальный проект нужно стандартизировать; предлагать нужно конкурентоспособные, качественные товары или услуги, с помощью которых можно решать социальные проблемы. Еще один важный момент – владелец социального бизнеса должен быть готов к оказанию всесторонней поддержки франчайзи. Некоторые предприниматели сомневаются в том, что с помощью социального франчайзинга можно получить прибыль. Ведь многие ошибочно полагают, что социальное предпринимательство – это одна из форм благотворительности. На самом деле социальный франчайзинг – это продажа социальных товаров или услуг, которые по каким-либо причинам не смогло предоставить или произвести государство. Эту нишу и заняли предприниматели. Таким образом реализуя и развивая социальные проекты можно получить поддержку от государства. Кроме того, масштабирование социальных проектов с помощью франчайзинга позволяет расширить бизнес быстрыми темпами, получить общественную поддержку, сэкономить средства за счет охвата. Что касается франчайзи, то в социальном франчайзинге они получают большую автономию нежели в коммерческом, так как могут адаптировать концепцию социального проекта под местные потребности. Также франчайзи имеет возможность проявить творческие способности. Существует несколько видов социального франчайзинга: коммерческая франшиза, которая несет социальную значимость; субсидированный франчайзинг – предоставляет социальные услуги или продает товары по сниженным ценам; масштабирование лучшей практики с помощью системы франчайзинга, без отчисления взносов. Часто предприниматели недооценивают силы и время, необходимые для масштабирования социального проекта. Успех социальной франшизы зависит от того, что основная миссия проекта должна быть направлена на решение социальных проблем. Кроме этого франчайзер должен постоянно следить за качеством предоставления услуг, логистикой, координировать работу партнеров, обучать их. Чаще всего социальные франшизы связаны с предоставлением медицинских услуг, дошкольным образованием детей и их развитием, уходом за пожилыми людьми, общественным питанием. Примером успешной социальной франшизы является казахстанская сеть Айкуне. На сегодняшний момент по франшизе работает уже более 100 партнеров. Еще одним интересным примером станет сеть ресторанов «Fifteen», которую основал известный повар Джейми Оливер. На работу в ресторан приглашаются молодые безработные люди, которых обучают поварскому искусству. В мире существует также множество успешных социальных франшиз, связанных с образованием детей из необеспеченных семей, предоставлением медицинских услуг по сниженным ценам, уходом за пожилыми людьми, продажей медикаментов по специальным ценам малообеспеченным слоям населения.